- Стерджес, Джон
- (Sturges, John)Родился 3 января 1910 г. в г. Оак-Парк (штат Иллинойс), умер 18 августа 1992 г. в СентЛуис Обиспо (Калифорния)."Победитель не получает ничего" — так назывался сборник рассказов молодого Хемингуэя. Он переносил читателей в мир, где герои-одиночки вступали в конфликт с тем, перед чем другие, подчинясь обстоятельствам, покорно склоняли головы. И в награду за их мужество и храбрость, победив, они не получали ничего.Схожие мысли и чувства рождают и лучшие фильмы Джона Стерджеса, ярким метеором пронесшегося по американскому кино-небосклону 50-х — десятилетия славы Хемингуэя, увенчанного Пулигцеровской и Нобелевской премиями.Стерджес в то время уже не был новичком в киноискусстве. В 1945-м он вместе с У. Уайлером снял документальный фильм "Сандерболт", после чего приключенческие ленты и вестерны пошли у него по нескольку в год. Однако критика обратила на него внимание лишь десятилетие спустя, когда вышел "Плохой день в Блэк-Роке" — экранизация одноименного романа Майкла Ниала, опубликованного и на русском языке.Нагнетание подробностей, ничего не проясняющих, хотя и зловещих, угрожающая неопределенность напоминает начало рассказа Э. Хемингуэя "Убийцы". Мак-Риди (Спенсер Трэйси) оказывается в положении официанта Джорджа, с которым двое наемных убийц ведут издевательский диалог. Но Мак-Риди — не Джордж, он — другой породы, из тех, кто не отступит. Смелость героя производит впечатление на жителей городка, которых он обвинил в трусости. Брожение нарастает и, чтобы закрепить наметившийся перелом в психологии обывателей, Мак-Риди дает бой шайке бандитов. И побеждает. Теперь он может уезжать — горожане, воспрянув духом, сами расправятся со своими обидчиками. В 1954-м — последнем году торжества маккартизма, эта картина воспринималась и как политическая притча.Следующим успехом стало прямое обращение к творчеству Хемингуэя в фильме "Старик и море". Удача Стерджеса во многом объяснялась тем, что на роль героя был приглашен все тот же Спенсер Трейси, Стерджес дал актеру много крупных планов, каждый из которых приот крывает в герое что-то новое. Лицо Сантьяго то умиротворенное, то испуганное, то злое, Только сентиментальным оно не бывает никогда. "Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" — эти слова из повести положены в основу филь-ма, предельно гуманистического по своему звучанию.Как это ни парадоксально, но в историю кино Джон Стерджес вошел не этими произведениями, увенчанными премиями престижных кинофестивалей, а фильмом "Великолепная семерка", пользовавшимся бешеным успехом у зрителей всего мира. Как и "Плохой день в БлекРоке", "Перестрелка в O.K. корале", "Побег из форта Браво" и многие другие картины этого режиссера, "Великолепная семерка" относится к вестернам — жанру чисто американскому, пришедшему в кино из фольклора, ковбойских легенд, из литературы прошлого века. Это — особый мир, со своими канонами, переступить которые — значит выбить из-под него опору, подразумевающую четкое разфаничение героев и злодеев, постоянство эпитетов и метафор."Великолепная семерка" принадлежит к лучшим, классическим образцам жанра, благодаря таланту ее создателей. К тому же фильм — американский римейк знаменитого японского шедевра Акиры Куросавы "Семь самураев", Вероятно, именно, поэтому в картине отсутствует обычный для вестерна в CШA налет оптимизма, когда борьба "хороших" и "плохих" парней непременно венчается счастливим концом. Разгромив бандитов, но потеряв при этом четырех товарищей, двое оставшихся снова уезжают в никуда, такими же бездомными бедняками, какими и приехали.Хотя как будто нет ничего общего у этих вольных ковбоев с хемингуэевскими героями "потерянного поколения", их роднит одинаковый жизненный подход: справедливость и чувство собственного достоинства — превыше всего. Пусть даже победитель не получает ничего. В том числе и сам режиссер. Он проработал в кинематографе еще полтора десятка лет, но ничего равного тому, что рассмотрено, уже не создал. Меткая хемингуэевская фраза оказалась пророческой и для него.Е. КарцеваФильмография:◘ "Сандерболт" (Thunderbolt), 1945;◘ "Человек, который осмелился" (The Мал Who Dared), "Преследуемый" (Shadowed), 1946;◘ "Прозвище: мистер Сумерки" (Alias Mr.Twilight), "Ради любви Расти" (For the love of Rusty);◘ "Пасечник" (Keeper of the Bees), 1947;◘ "Выигрывает лучший" (Best Man Wins), "Знак Овна" (The Sign of the Ram), 1948;◘ "Шагающие холмы" (The Walking Hills), 1949;◘ "Таинственная улица" (Mystery Street);◘ "В ловушке" (The Capture), "Великолепный янки" (The Magnificent Yankee), "Боковой удар справа" (Right Cross), 1950;◘ "Добрая леди" (Kind lady);◘ "Обвиняется O'Xopa" (People Against О'Нага), новелла в фильме "Это — большая страна" (It's a Big Country), 1951;◘ "Девушка в бепом" (The Girl in White), 1952;◘ "Риск" (Jeopardy), "Прочная компания" (Fast Company), "Побег из форта Браво" (Escape from Fort Bravo), 1953;◘ "Плохой день в БлэкРоке" (Bad Day at Black Rock), "Под воду!" (Under Wafer), 1954;◘ "Алый мундир" (The Scarlet Coat);◘ "Ответный удар" (Backlash), 1955;◘ "Перестрелка в О.К.корапе" (Gunfight at O.K. Corral), 1956;◘ "Старик и море" (The Old Man and the Sea, картину начинал Фред Циннеман), "Закон и Джек Уэйд" (The Law and Jack Wode), 1958;◘ "Последний поезд из Гам Хилла" (The Last Train from Gun Hill), "Никогда не было так мало" (Never So Few), 1959;◘ "Великолепная семерка" (The Magnificent Seven), 1960;◘ "Охваченная любовью" (By Love Possessed);◘ "Три сержанта" (Sergeants Three), 1961;◘ "Девушка no имени Тамико" (A Girl Named Tamiko), 1962;◘ "Большой побег" (The Great Escape), 1963;◘ "Дьявольская бацилла" (The Satan Bug), 1964;◘ "Аллилуйная тропа" (The Halleluiah Trail), 1965;◘ "Час ружья" (Hour of the Gun), 1967;◘ "Полярная станция Зебра" (Ice Station Zebra), 1968;◘ "Отрезанные от мира" (Marooned), 1969;◘ "Джо Кидд" (Joe Kidd), 1972;◘ "Вальдес-полукровка" (Valdez il mezzosongue) Ит.Исп.Фр., совместно с Дуилио Копетти, 1973;◘ "Мак-Кью" (McQ), 1974;◘ "Орел приземлился" (The Eagle Has Landed) ВБ, 1976.Сочинения: Sturges J. How the West Wos Lost //Films and Filming, 1962, Dec.Библиография: Карцева E. Победитель не получает ничего //Видео Асе Премьер. 1995. N 32; Sarris A The American Cinema. N.Y. 1968.
Режиссерская энциклопедия. Кино США. — Научно исследовательский институт киноискусства. М.: Материк. Т. Н. Ветрова, А. Н. Дорошевич, И. А. Звегинцева, Д. Л. Караваев, Е. Н. Карцева, Г. В. Краснова, М. Л. Теракопян, Т. С. Царапкина. 2002.